вторник, 10 марта 2020 г.

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах



Картинки по запросу "Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах"В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических процессов. В контексте развивающего обучения начальная школа много теряет из-за «недооценки чувственной основы умения», поскольку несформированность процессов восприятия обедняет сенсорный опыт ребенка. Учитывая это известный дидакт советует педагогам особое внимание обращать на формирование умений видеть, слушать и чувствовать, то есть продолжить развитие через систему соответствующих задач и упражнений «линии дошкольного детства»: «острый глаз», «чуткое ухо» «умелые руки».
Полноценное обучение младших школьников невозможно без целенаправленного развития процессов исчисления (анализа, сравнения, обобщения и др.) и речи. Важным компонентом развивающего обучения признано формирование у младших школьников творческих способностей, а основой творческой деятельности считают гибкость мышления, развитое воображение и фантазию, нестандартность мысли.

Говоря о развивающем компоненте урока, в первую очередь следует выделить основные его составляющие. Стоит отметить, что все направления этой многоплановой работы взаимосвязаны. Если ребенка не научили внимательно слушать, точно воспроизводить, наблюдать, ориентироваться в пространстве, действовать руками, дифференцировать различные признаки, то ему не достичь и высокого развития мыслительных умений.
Исходя из того, что младший школьный возраст считается пиком развития воображения и фантазии, закономерно возникает необходимость целенаправленно использовать этих скрытых возможностей детства. Задания на развитие указанных психических процессов в учебниках могут быть разные: создание образов предметов, картин на основе прочитанного (на основе жизненного опыта, с опорой на отдельные слова, словосочетания и предложения, дополнения и изменения текста; разыгрывание различных жизненных ситуаций. Уместно также использование специальных рубрик («пофантазируйте!», «представь себе» и др.).
Если ученик остается из урока в урок обычным исполнителем и ему не удается почувствовать удовольствие от творчества, много ли шансов у него для формирования устойчивых познавательных потребностей? Не менее важным является и такой аспект развивающего урока, как создание условий для постепенного перехода от действий в сотрудничестве с учителем и учениками к самостоятельным.
Последнее особенно ценно, потому что существует общий закон перехода любого действия от взрослого к ребенку: то, что сначала учитель делает относительно ученика (ставит цель, планирует, контролирует, оценивает), ученик затем начинает совершать относительно другого человека, и только после этого — относительно себя.
Игнорирование любого из этих направлений работы сужает, обедняет развивающий влияние совершенного содержания обучения, поэтому полноценное усвоение материала предусматривает:
-       формирование у учащихся не любых, а именно рациональных способов действий;
-       выполнение детьми всех условий правильного применения того или иного способа действия;
-       стремление к учебному диалогу с учителем и учениками на уроке;
-       доказательное отстаивание самостоятельности мысли и личностного отношения;
-       перенос усвоенного в новую учебную ситуацию.
Путь к такого уровня обучению сложный и длительный, требует системности и настойчивости в работе учителя, начиная с самого начала обучения ребенка, умение сочетать прямые и косвенные средства влияния на развитие личности. Исключительно важную роль для осознания процесса обучения играет использование всевозможных схем и опор, особенно тех, которые создаются в сотрудничестве с учителем как результат самостоятельных рассуждений учащихся. В этом случае ученик от конкретных действий быстрее переходит к обобщению образа действия.
Следовательно, обучение развивает учащихся не только своим содержанием. Знания по-разному усваиваются и по-разному влияют на их развитие в зависимости от способов руководства учебной деятельностью.
Отсюда вывод: развивающее влияние урока в наибольшей степени определяется его процессуальной стороной, т. е. тем, как она организована. Поэтому в перестройке урока важно, чтобы высокий учебный результат достигался не любой ценой, а сочетался с развитием познавательных возможностей и потребностей личности ребенка, чтобы исполнительская деятельность подчинялась творческой.
Учителям обязательно следует развивать и совершенствовать у младших школьников умение видеть, наблюдать, слушать. Как известно, в познавательной деятельности взаимодействуют две формы: восприятие и мышление.
Обе они имеют разные функции. Первая в основном обеспечивает познание внешних признаков и свойств объектов (цвет, форма, величина, сопротивление материала, расположение предметов и т. п.), а вторая — через решение задач позволяет познать внутренние свойства и признаки отдельного предмета, явления и связи между ними.
Уметь точно воспроизводить на слух, правильно услышать произнесенное, охарактеризовать неизвестное за его звучанием, правильно выражаться, выделять в речи учителя новое, необычное — все это неполный перечень ситуаций, когда ребенку надо слушать выборочно и сосредоточенно. Чувствительным должно быть ухо ребенка к звукам природы, к звукам ближайшего окружения и речи. Слуховая чувствительность непосредственно, связана с эмоциональной выразительностью речи и воображения детей.
На уроках на учащихся действует много раздражителей. В зависимости от направленности внимания, умения сосредоточиться центром внимания становится тот или иной предмет. Важнейшее условие выразительного зрительного восприятия — умение выделить предмет на общем фоне на основе четкого распознавания контура. Этому способствуют различные виды задач. Острый глаз ученика — важнейшая предпосылка формирования наблюдательности, умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Это качество предполагает целенаправленное планомерное восприятие объектов, вызывающих интерес. Умение наблюдать в младших школьников можно развивать на любых уроках. Особенно широкие возможности для этого на уроках ознакомления с окружающим, изобразительного искусства, развития речи, чтения, трудового обучения.
Большие возможности для формирования опыта творческой деятельности имеет исследовательский метод. Нередко учителя считают недоступным для младших школьников. Так, он действительно сложный по способу руководства познавательной деятельностью учащихся, требует от них развитых поисковых умений.
Исследования педагога Т. М. Байбары, показали, что выполнение учащимися третьих-четвертых классов элементарных исследовательских задач — не только возможно, но и эффективно для их развития. При соответствующей процессуальной и мотивационной подготовке учащиеся вполне способны выполнять длительные исследовательские задачи. Например, формирование новых понятий на основе длительных наблюдений с последующим установлением причинно-следственных связей, усвоение свойств объектов путем экспериментального «открытия» во время опытов. Руководствуясь принятой целью, дети самостоятельно на некоторых этапах вместе с учителем планируют ход работы, отбирают материал для наблюдений, опытов, высказывают предположение, фиксируют результаты опытов, делают зарисовки, выводы, доказывают.
Итак, в исследовательском методе работает весь диапазон поисковых умений. Чтобы заинтересовать школьников исследованиями, желательно привить им вкус к вдумчивому накоплению и осмыслению наблюдений, проведению кратковременных экспериментов с известными объектами, которые открывают новые свойства. Полезно также подключать весь класс к групповым исследовательским задачам, рассчитанных на 2–3 недели, месяц.
Известно, что обязательным признаком творческого мышления является развитое воображение — способность представлять то, чего раньше не видел, умение перевести словесное описание в предметный мир, создавать новые образы.
Особенностью воображения является умение человека легко, гибко сочетать в новой ситуации элементы прошлого опыта и известных знаний. Любознательный ребенок живет в ситуации постоянного дефицита информации, однако у него преобладают положительные эмоции, радостное настроение. Во многом это обусловлено способностью его психики фантазировать, компенсируя недостаточность точных и полных знаний.
Для закрепления нового способа действия обычно предлагается выполнить часть работы самостоятельно. Разумеется, все это будет лишь частью того же репродуктивного метода, но в определенных условиях он будет способствовать развитию ребенка. Ведь для первоклассника, например, даже простейшая операция сгибания бумаги является новой. Чтобы выполнить его в точном соответствии с распоряжением (даже просто повторить), ребенок должен внимательно воспринимать что показывает учитель, анализировать порядок и способ выполнения отдельных действий, запоминать и т. д.
Кроме того, он учится координировать свои действия и движения, развивает глазомер и мелкую моторику рук. Понятно, что это и есть для него «деятельностью в зоне ближайшего развития». Репродуктивные методы занимают относительно много места в учебном процессе, поскольку с их помощью проще вооружить детей необходимой практической грамотой, без которой на этих уроках невозможна познавательная деятельность. Однако по мере освоения способов действий и правил желательно на их основе активизировать творческую самостоятельность учащихся.

По материалам Котелянец Н. В. "Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах".