понедельник, 19 августа 2019 г.

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»


Картинки по запросу метапредмет 

Новые Государственные стандарты общего образования определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний, решающие проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, в особенности в головах у школьников. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приѐмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приѐмами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным - от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При реализации деятельностного подхода, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

                Задача современного образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, то есть развивать и формировать у ребят в первую очередь УУД.
        
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.



    Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредмет­ных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структуриро­ванию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного пред­ставления.
При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный.   Для достиже­ния результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктив­но. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.
Продуктивная мыслительная деятельность учащихся
    Оптимальные условия для развития мыслительных способностей созда­ют ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).
Ситуации, позволяющие проявить умение мыслить самостоятельно, встречаются не так часто. А на уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и учитель - тот человек, который должен это сделать. Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

1.  Подготовить учащихся к продуктивной работе.
2.  Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мыш­ление.
3.  Обеспечить осознанность работы.
4.  Продумать организацию деятельности учащихся.
5.  Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
6.  Организовать обсуждение результатов.
7.  Обеспечить осознание каждым собственного прироста.

Подпись: Подготовка учащихся к продуктивной работе 


1.   Подготовка учащихся к продуктивной работе - важный момент который обычно упускают из виду. Дело в том, что традиционное обучение требует от учащихся прежде всего исполнительности. За годы учебы школь­ники привыкают, что учителя предлагают им прочитать и выучить, выполнить задание по алгоритму, ответить на вопросы репродуктивного характера и т. д. Подобные действия основаны на припоминании того, что должен знать.
Показательна первая реакция учеников на предложение подумать над каким-либо нерепродуктивным вопросом. Они пытаются припомнить то, чему их учили, не находят ответа и “прикрываются” фразой либо “я не знаю”, либо “я не помню”. Но ведь им предлагался вопрос, ответ на который они и не должны были ни знать, ни помнить. Они должны были подумать и породить (спродуцировать) новое для себя знание. Большинство учеников не готово к этому в учебной ситуации (на уроке, занятии). Требуется специальная работа с сознанием учащихся, чтобы они перестали припоминать и позволили себе думать самостоятельно.

Подпись: Создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся 

2.             Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся, можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является этап представления материала.  Задача учи­теля - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и за­даний как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. Иными словами, новое знание не дается в готовом виде, а выстра­ивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктив­ной работы учащихся.
       На этапах отработки, обобщения и диагностики (контроля) материала рекомендуется предлагать учащимся специально разработанные задания, различные по видам деятельности, масштабу, месту (на уроках, дома, на практике и т. д.) и продолжительности выполнения, которые предполагают самостоятельное продуктивное мышление. Отличительная особенность таких заданий - продуктом должен быть текст в словесной или знаково-символи­ческой форме, который неоткуда списать. Традиционные формы самостоятельной продуктивной работы учащихся этому требованию обычно не соот­ветствуют.
Подавляющее большинство сообщений, докладов, рефератов, даже ис­следовательских работ, которые выполняются школьниками, на наш взгляд, нельзя считать результатом продуктивного мышления. В лучшем случае они представляют текст, взятый из интернета. Конечно, мы с вами  не против докладов и рефератов. Однако, грамотно отобранный, структурированный, понятый и осмысленный текст — качественный продукт, создавая который ученик “продвигается” в предмете, улучшает регулятивные умения и т. д. Но сейчас мы говорим о продуктах иного рода.
Примеров учебных ситуаций, создающих условия для продуктивного мышления учащихся, достаточно много, вернемся к ним после рассмотрения всех задач.

Подпись: Обеспечение осознанности  работы обучающихся

3.             Осознанность - один из важнейших принципов любой работы, но в учебной деятельности (не только школьников, но и студентов, взрослых) со­блюдается редко. Когда мы что-либо делаем осознанно, то легко отвечаем на три вопроса: 1) что делаем, 2) каким образом, 3) зачем?
Если спросить у школьников, решающих задачу, что, как и зачем они делают, то, скорее всего, нам ответят: 1) решаем задачу №...; 2) так же, как только что решали на доске; 3) потому что учитель дал такое задание. Для репродуктивного уровня усвоения материала это допустимо. Но если учитель нацелен на получение метарезультатов, желательно, чтобы ученики четко осознавали, что именно они делают. И ответ на вопрос выглядел бы так: ре­шаем задачу такого-то типа таким-то способом для отработки таких-то умений.
Для обеспечения осознанности продуктивной работы, во-первых, нужно грамотно инициировать деятельность. Чем сложнее и/или непривычнее за­дание, чем менее оно поддается алгоритму, тем труднее объяснить, что, как и зачем требуется сделать, поэтому объяснение нужно специально готовить. Следует не просто дать задание, но и убедиться, что все правильно поняли, какая работа предстоит.
     Во-вторых, надо дать четкие представления о продукте, который учащи­еся должны представить. Если это задание “на подумать” по ходу объяснения материала, то достаточно словесного объяснения или кратких фиксаций на доске. Задание для выполнения дома или в течение нескольких занятий же­лательно давать в бумажном или электронном виде. При этом можно, особен­но в работе со старшеклассниками, использовать специальную терминологию, применяемую при оформлении разного рода проектных разработок. Нередки случаи, когда учителя, объясняя новый материал, задают классу интересные вопросы, требующие размышления. Создают ли они тем самым условия для продуктивной мыслительной деятельности учащихся". Вроде бы да. Но результат будет зависеть от того, как организована процеду­ра. Если на интересный вопрос ответили один-два наиболее толковых ученика, то не стоит описывать эту ситуацию фразой “класс ответил”. Можно утверждать лишь, что эти конкретные ученики продвинулись в усвоении материала.
Что в этот момент произошло с остальными - неизвестно. Вполне веро­ятно, что большинство учеников даже не пытались следить за диалогом учи­теля с несколькими сильными учащимися. Поэтому фронтальные способы работы для организации продуктивной деятельности учащихся не подходят Важно добиться, чтобы каждый ученик пытался думать и создавать требуемый продукт. У него может не получаться, он может ошибаться - это не так важно, главное - не отсиживается за спинами одноклассников.
Режим работы в зависимости от предлагаемой ситуации может разли­чаться - индивидуальный, парный, групповой. В любом случае нужно исполь­зовать приемы, повышающие ответственность каждого. Самое  простое - черновик. Если человек думает, прорабатывает варианты, он должен это визуализировать. Поэтому черновик - непременный атрибут занятий, выстро­енных в деятельностном подходе.
В этом случае, во-первых, значительно удобнее обсуждать результаты, во-вторых, учитель легко может отследить деятельность каждого. Иногда для экономии времени можно даже не спрашивать ответы. Учитель задал вопрос, ученики подумали, записали ответ в своих черновиках, а потом педагог на­зывает правильный ответ. Даже в таком “облегченном” варианте уровень внимания и включенности в работу много выше, чем при обычном объяснении.
Подпись: Система обеспечения деятельности учащихся
4.            Учебно-дидактическое обеспечение продуктивной работы требует­ся в основном на этапах отработки и диагностики. Традиционные учебники почти не предлагают продуктивных заданий, особенно по предметам естественно-математического цикла.    Если учащиеся при выполнении заданий должны пользоваться справочной литературой, то лучше предложить избыточное количество источников, чтобы они отрабатывали умение находить нужную информацию.
Материальное обеспечение требуется, как правило, для работ проект­ного характера, в которых продукт мыслительной деятельности материализу­ется в определенной форме: брошюра, плакат, наглядное пособие и т. д. Для презентации результата работы нужна соответствующая аппаратура.
Педагогическое сопровождение процесса. Что должен делать учитель, пока ученики думают? Обычно, дав задание, педагог занимается своими делами: заполняет журнал / электронные дневники, проверяет тетради и т. д. В данном случае подобная позиция нежелательна. Мы мотиви­руем учеников к продуктивной работе, которую они могут и не делать, сославшись на то, что им этого не объясняли, поэтому и сами должны демонстрировать свою заинтересованность и соучастие. Добросовестность и увле­ченность учителя - хорошие стимулы для учеников, а отстраненность и равнодушие быстро гасят познавательный интерес. Кроме того, если задание достаточно сложное, то в классе обязательно найдутся ученики, которым нужна помощь, которых нужно слегка подтолкнуть, иначе они застопорятся на старте и не смогут ничего сделать. Поэтому учитель должен постоянно следить за работой учеников, особенно пока они не привыкли к такой форме работы. Умение оказать помощь каждому персонально, чтобы вывести из тупика, но при этом не подсказать, сохранить ситуацию самостоятельного мышления - одна из важных компетенций учителя. Иногда приходится помогать всему классу. Например, если слабым уча­щимся предложить назвать параметры, которыми характеризуется атом, они впадают в ступор. Но стоит посоветовать представить атом в виде какой-нибудь маленькой детальки, как они тут же додумываются и до массы, и до размеров. 
Обсуждение результатов обучения учащихся
6. Организация обсуждения результатов - наиболее сложная часть процесса, требующая от учителя большого мастерства. Раз ученики думали и высказывали мысли, предлагали тексты, то важно внимательно отнестись к результатам их труда, иначе в следующий раз учащихся сложно будет орга­низовать на подобную работу. По возможности их варианты следует фикси­ровать на доске, а затем (или сразу же - в зависимости от ситуации) анали­зировать.
 Профессионализм учителя выражается в умении быстро уловить суть ответа, оценить его с точки зрения правильности - не­правильности, целесообразности - нецелесообразности, корректности - не­корректности и в случае, если ответ чем-то не устраивает, аргументированно показать всему классу неправильность / нецелесообразность / некорректность.
При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.
Подпись: Осознание собственного прироста

7.  Обеспечить осознание каждым учащимся собственного прироста в индивидуальном порядке сложно. Но фронтально можно в конце работы пред­ложить ученикам зафиксировать, что же конкретно они узнали, чему научились, чего не знали и не умели до начала занятия. Один скажет одно, другой - дру­гое, а в целом удастся ненавязчиво повторить и закрепить в сознании уча­щихся важнейшие моменты занятия. Если подходить к этому систематически, то постепенно у учеников   формируется привычка подводить итоги работы и фиксировать результат.
    Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий.

Метапредметные технологии:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
1.                выявление проблемы исследования;
2.                постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
3.                формулировка гипотез исследования;
4.                определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
5.                сбор информации;
6.                аналитическая работа;
7.                корректировка поставленных задач и хода исследования;
8.                дальнейший поиск информации;
9.                анализ новых фактов;
10.  обобщение — рассуждение — получение новых данных;
11.  оформление результатов исследования;
12.  обсуждение и транслирование полученных результатов.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
1.     Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
2.     Осмысление полученного опыта.
3.     Обобщение (рефлексия).
4.     Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Психологи выделяют и существенные недостатки:
1.     высокая степень утомляемости учащихся;
2.     необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации;
3.     не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок.
Личностноориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.
 В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
  • умения сопоставлять явления и факты;
  • умения выделять главное;
  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  • умения формулировать общую проблему;
  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1.  умение извлекать информацию из различных источников;
2.  умение составлять план;
3.  умение отбирать материал по заданной теме;
4.  умение составлять письменные тезисы;
5.  умение подбирать цитаты;
6.  умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
1.     умение составлять связное устное высказывание;
2.     умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
3.     умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
4.     умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
5.     умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
6.     умение использовать различные средства наглядности;
7.     умение выражать свое мнение и аргументировать его;
8.     умение оформлять научно-исследовательские работы;
9.     умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
10.                       10.  умение вести дискуссию.
        В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.
Заключение.

         Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник - одно из важнейших средств обучения. Учебник должен быть не только источником знаний, но и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление учащихся.
Учебник – это инструмент организации учебной деятельности на уроке. Методический аппарат учебника должен дать возможность учителю организовать различные виды деятельности на уроке.
Смена видов деятельности: чтение текста, анализ документов, работа с иллюстрациями, картами, обсуждение различных точек зрения, выдвижение своей позиции и ее аргументация – все это содействует высокой активности детей на уроке.

И так, рассмотрены некоторые способы достижения метапредметных результатов благодаря грамотной работе с предметным содержанием и орга­низации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащих­ся.  Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпи­зодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Поэтому стоит пробовать.