Технологическое образование играет ключевую роль в
обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью
человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим
миром.
Модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология» является необходимым условием формирования у учащихся технологической грамотности, критического мышления, глобальных компетенций, востребованных для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития современного общества.
Образовательные стандарты общего
образования
определяют приоритет разработки и использования новых технологических принципов
и технологий, необходимых для определенных моделей мышления и поведения человека
– технологической грамотности и изобретательности, которые формируются в
школьном возрасте. При этом ядром освоения технологий в образовательной
организации выступает предметная область «Технология». В процессе освоения
технологии как учебного предмета происходит знакомство с миром профессий,
профориентация в различных сферах общественного производства, обеспечивается
преемственность перехода к следующему уровню образования – среднему
профессиональному и высшему, а также к трудовой деятельности. Именно
технологическая грамотность и технологическая одаренность, формируемые в ходе
освоения технологии как учебного предмета, являются результатом процесса
овладения предметными и метапредметными компетенциями.
В ГОСах подтверждается приоритет
проектной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» в
урочной и внеурочной деятельности. При этом важным компонентом выступает
законченность цикла проектирования, связь проектов с исследованиями и
использованием фундаментального знания. Рекомендуется на соответствующих этапах
проектирования создавать условия для представления хода и результатов проектов
в информационной среде общеобразовательной организации, приглашение к участию в
системе оценивания результатов проектной деятельности известных изобретателей,
ученых, бизнесменов.
Приоритетными целями модернизации
учебного предмета «Технология» выступают:
-
Преемственность технологического образования на всех уровнях
общего образования.
-
Повышение статуса предметной области «Технология» в
соответствии с ее ключевой ролью в процессе реализации преобразующей
деятельности человека в окружающем мире с опорой на фундаментальные знания.
-
Формирование у учащихся культуры проектной и
исследовательской деятельности.
-
Формирование ключевых навыков в сфере информационных и
коммуникационных технологий для их использования как в узкопредметных рамках,
так и в ходе изучения других предметных областей.
-
Развитие системы выявления и сопровождения учащихся с
повышенными образовательными потребностями в сфере материального и социального конструирования.
В предметной области «Технология» на
уровне начального, основного и среднего общего образования реализуются три
взаимосвязанных ключевых направления:
-
Введение в контекст создания и использования современных и традиционных
технологий.
-
Получение опыта персонифицированного действия (трудовое
воспитание).
-
Введение в мир профессий.
Следует учесть, что учебный предмет
«Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность
содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование
пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том
числе:
-
компьютерное черчение, промышленный дизайн;
-
3D-моделирование, прототипирование,
технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и
станочной, в том числе станками с ЧПУ и лазерной обработкой), аддитивные
технологии;
-
нанотехнологии;
-
робототехника и системы автоматического управления;
-
технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;
-
строительство;
-
транспорт;
-
агро- и биотехнологии;
-
обработка пищевых продуктов;
-
технологии умного дома и интернета вещей;
-
СМИ реклама, маркетинг.
Для обеспечения преемственности на
уровне начального общего образования реализуется ряд направлений, среди которых
практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох,
художественными промыслами (интегративно с учебным предметом «Изобразительное
искусство»), проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для
проведения учебных исследований (включая исследования в рамках изучения
учебного предмета «Окружающий мир»). Рекомендуется использование ИКТ как
вспомогательное средство для поиска, систематизации и представления информации,
продуктов проектирования. Важна организация образовательных путешествий для
знакомства с трудовыми процессами, уровнем технологической оснащенности.
На уровне основного общего
образования важнейшими элементами процесса освоения образовательной области
«Технология» выступают: освоение рукотворного мира через создание и использование
учебных моделей; практическое знакомство с различными видами профессиональной
деятельности; приобретение практических умений и опыта, необходимых для
организации собственной жизни; освоение проектной деятельности, навыков работы
в команде, сотрудничества; знакомство с гуманитарными технологиями экономики
региона, организацией рынка труда.
Содержание учебного предмета
«Технология» должно отражать современный этап развития технологий, формировать
пространство профессиональной ориентации и самоопределения учащегося. Необходимыми
элементами содержания рабочих программ по учебному предмету «Технология» новые
стандарты определяют: компьютерное черчение и промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, цифровое производство,
аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехнику, технологии умного дома и
интернет вещей, технологии в области механической обработки материалов (ручной
и станочной, в том числе на станках с ЧПУ), электротехники и электроники, электроэнергетики
и автоматики, строительства, транспорта, агро- и биотехнологии, технологии
обработки пищевых продуктов, СМИ, рекламы и маркетинга. Рекомендуется ежегодно
организовывать практическое знакомство учащихся с 3-4 видами профессиональной
деятельности из разных сфер с использованием современных технологий, при этом
более углубленно – с одним видом деятельности.
На уровне среднего общего
образования учащимся должна быть предоставлена возможность одновременно с
получением среднего общего образования пройти профессиональное обучение,
освоить основы предпринимательства.