пятница, 11 декабря 2020 г.

Реализация образовательных стандартов общего образования в преподавании предметной области «Технология»

Технологическое образование играет ключевую роль в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром.

Модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология» является необходимым условием формирования у учащихся технологической грамотности, критического мышления, глобальных компетенций, востребованных для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития современного общества.

Образовательные стандарты общего образования определяют приоритет разработки и использования новых технологических принципов и технологий, необходимых для определенных моделей мышления и поведения человека – технологической грамотности и изобретательности, которые формируются в школьном возрасте. При этом ядром освоения технологий в образовательной организации выступает предметная область «Технология». В процессе освоения технологии как учебного предмета происходит знакомство с миром профессий, профориентация в различных сферах общественного производства, обеспечивается преемственность перехода к следующему уровню образования – среднему профессиональному и высшему, а также к трудовой деятельности. Именно технологическая грамотность и технологическая одаренность, формируемые в ходе освоения технологии как учебного предмета, являются результатом процесса овладения предметными и метапредметными компетенциями.

В ГОСах подтверждается приоритет проектной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» в урочной и внеурочной деятельности. При этом важным компонентом выступает законченность цикла проектирования, связь проектов с исследованиями и использованием фундаментального знания. Рекомендуется на соответствующих этапах проектирования создавать условия для представления хода и результатов проектов в информационной среде общеобразовательной организации, приглашение к участию в системе оценивания результатов проектной деятельности известных изобретателей, ученых, бизнесменов.

Приоритетными целями модернизации учебного предмета «Технология» выступают:

-     Преемственность технологического образования на всех уровнях общего образования.

-     Повышение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в процессе реализации преобразующей деятельности человека в окружающем мире с опорой на фундаментальные знания.

-     Формирование у учащихся культуры проектной и исследовательской деятельности.

-     Формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий для их использования как в узкопредметных рамках, так и в ходе изучения других предметных областей.

-     Развитие системы выявления и сопровождения учащихся с повышенными образовательными потребностями в сфере материального и социального конструирования.

В предметной области «Технология» на уровне начального, основного и среднего общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:

-     Введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий.

-     Получение опыта персонифицированного действия (трудовое воспитание).

-     Введение в мир профессий.

Следует учесть, что учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе:

-     компьютерное черчение, промышленный дизайн;

-     3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с ЧПУ и лазерной обработкой), аддитивные технологии;

-     нанотехнологии;

-     робототехника и системы автоматического управления;

-     технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;

-     строительство;

-     транспорт;

-     агро- и биотехнологии;

-     обработка пищевых продуктов;

-     технологии умного дома и интернета вещей;

-     СМИ реклама, маркетинг.

Для обеспечения преемственности на уровне начального общего образования реализуется ряд направлений, среди которых практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, художественными промыслами (интегративно с учебным предметом «Изобразительное искусство»), проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований (включая исследования в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир»). Рекомендуется использование ИКТ как вспомогательное средство для поиска, систематизации и представления информации, продуктов проектирования. Важна организация образовательных путешествий для знакомства с трудовыми процессами, уровнем технологической оснащенности.

На уровне основного общего образования важнейшими элементами процесса освоения образовательной области «Технология» выступают: освоение рукотворного мира через создание и использование учебных моделей; практическое знакомство с различными видами профессиональной деятельности; приобретение практических умений и опыта, необходимых для организации собственной жизни; освоение проектной деятельности, навыков работы в команде, сотрудничества; знакомство с гуманитарными технологиями экономики региона, организацией рынка труда.

Содержание учебного предмета «Технология» должно отражать современный этап развития технологий, формировать пространство профессиональной ориентации и самоопределения учащегося. Необходимыми элементами содержания рабочих программ по учебному предмету «Технология» новые стандарты определяют: компьютерное черчение и промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, цифровое производство, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехнику, технологии умного дома и интернет вещей, технологии в области механической обработки материалов (ручной и станочной, в том числе на станках с ЧПУ), электротехники и электроники, электроэнергетики и автоматики, строительства, транспорта, агро- и биотехнологии, технологии обработки пищевых продуктов, СМИ, рекламы и маркетинга. Рекомендуется ежегодно организовывать практическое знакомство учащихся с 3-4 видами профессиональной деятельности из разных сфер с использованием современных технологий, при этом более углубленно – с одним видом деятельности.

На уровне среднего общего образования учащимся должна быть предоставлена возможность одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональное обучение, освоить основы предпринимательства.