четверг, 20 декабря 2018 г.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЧЕРЧЕНИЯ?





В соответствии с требованиями современного общества школа должна подготовить всесторонне развитых людей, обладающих физической закалкой, гибким умом, хорошим эстетическим вкусом, развитыми умениями и навыками, и высокими нравственными качествами.

Естественно, должно меняться и содержание образования, его нельзя рассматривать в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса, а активным участием обучающихся. Среди критериев отбора таких технологий выделяется деятельностный характер обучения, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставления ему свободы выбора для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов обучения.



 «Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами». Вот основные принципы, которые могут стать для учителя основой для планирования образовательного процесса:

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвёртые… Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно, не любят этого дети.
Формулировка: в любом обучающем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Реализовать свой выбор могут учащиеся, выбирая себе задания по степени сложности на уроке, решая графические задачи и при выполнении обязательных графических работ, по выбору домашних заданий (обязательный и творческий уровень).

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ 

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.  А от наших учеников часто можно слышать фразу: «Я хорошо знаю химию, литературу и историю». И это, увы, не так. Потому что: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТ.
Формулировка: не только давать знания – но ещё и показывать их границы.
Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Очень хорошо, что ученики без труда решают графические задачи из учебников, но на графической работе им предстоит решить каждому свой вариант. Для «отличников» можно предложить  задачи из сборника олимпиадных задач. Реализуя этот принцип, можно предложить открытые задачи при изучении тем «Конструирование» в 8 классе, «Сборочное черчение» и  «Деталирование» в 9 классе.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» – говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
В 8 классе изучаются методы проецирования, ученик может отлично освоить материал, но взяв в руки деталь не может построить чертеж в 3 проекциях.
Формулировка: организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков в форме деятельности.
Знание – это инструмент, ученик должен с ним работать, то есть применять, искать условия и границы применяемости, расширять преобразовывать и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях. В 8 классе при изучении темы «Сопряжения» в качестве домашнего задания по выбору ученика они могут построить чертежи деталей или предметов, в которых находит применение сопряжение. И чего тут не встретишь: и автомобили, и куклы неваляшки, и телефоны, и т.д. и т.п.

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет невозможен. Так же и успешный урок. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Чем более развита педагогическая система – тем больше в ней механизмов обратной связи. Очень важно иметь свои «традиции»: например, всегда проверять домашнее задание, после 2-3 уроков в классе практически не будет учащихся, которые «забывают» тетради или не выполняют задания. Дети чувствуют требовательность и внимание. Делать это необходимо по-разному, в зависмости от того, какой вид домашних заданий был задан. Если это было «Три вида д/з», то первое задание (обязательное и посильное) проверяется фронтально визуально, второе – тренировочное (в течение урока-индивидуально), а творческое сначала просматривает сам педагог, а после его презентует учащийся. «Задание массивом» получают все учащиеся при подготовке к графической работе или контрольной (не является обязательным, проверяется в электронном виде или консультационно на дополнительном уроке или перемене). Есть еще один вид обратной связи, который дети очень любят, но использовать его можно очень редко (примерно раз в четверть и того реже). Это «Идеальный опрос», когда детям предлагается оценить себя и поставить оценку за выполнение домашнего задания или усвоения материала. Конечно, это недопустимо на проверочных работах.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). На уроках физики дети знакомятся с понятием КПД коэффициента полезного действия. Суть этого принципа: любое действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывал эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал недостижим. Но стремится к нему полезно.
Формулировка: максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность самоорганизации учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
Да, это сложно для учителя, много необходимо работать и готовиться, но, когда освоишь приемы, то урок и достижения ваших учащихся вас отблагодарят тем самым высоким КПД. Чтобы достичь его существует множество интересных приемов, которые можно использовать на уроках черчения. Наиболее часто применяется прием «НИЛ» (там, где есть изучение теоретических основ – Проецирование»), «Наниматели» - при подготовке к ГР п теме «Сопряжение», уроки конструирования и решения задач по изменению формы предмета и пространственного положения отдельных частей), реже «УМШ» (учебный мозговой штурм»), чаще всего в 9 классе при изучение многочасовых сложных тем, таких как «Сборочное черчение», «Деталирование», «Строительное черчение», «Эскизы» в 8 классе.
На каждом уроке необходимо демонстрировать свой профессиональный уровень, используя разные приемы педагогической работы.
Каждый учитель с особым чувством благодарности кто-то чаще, кто-то реже, получает от учеников оценку за свой урок. Прием «Сравняйте позиции» очень хорошо работает и является стимулом для учителя стараться для своих воспитанников и понимать, что ты не зря потратил столько сил и энергии. Он также учит наших детей ценить и уважать учительский труд!

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий
Душкина Ирина Александровна, учитель черчения, трудового обучения, технологии высшей квалификационной категории, Горловской  общеобразовательной школы I - II ступеней  № 35