
“Настоящий урок начинается не со звонка, а
задолго до него”.
С.И. Гессен.
То
есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты
учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие
“технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая
карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в
котором представлено описание от цели до результата с использованием
инновационной технологии работы с информацией.
Технологическая
карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых
результатов освоения основных образовательных программ. Обучение с
использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный
процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ГОС общего
образования, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по
темам.
Сущность
проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в
использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий
для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных
результатов.
-
технологической карте присущи следующие отличительные
черты:
-
интерактивность
-
структурированность
-
алгоритмичность при работе с информацией
-
технологичность
-
обобщённость.
Технологические
карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного
процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования
личностных, метапредметных и предметных умений школьников.
Технологическая
карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала,
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя
и деятельность обучающихся. (Приложение
1)
Структура
технологической карты включает:
· название
темы;
· цель
освоения учебного содержания;
· планируемый
результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
· основные
понятия темы;
· метапредметные
связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения
указанной темы.
Технологическая
карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать
образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко
использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать
действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность
школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов
учебной деятельности.
Создание технологической карты
позволяет учителю:
· осмыслить
и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до
конечного результата;
· определить
уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим
обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности
реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами
и результатами обучения);
· определить
универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения
конкретной темы, всего учебного курса;
· соотнести
результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических
карт.
Преимущества технологической
карты:
· использование
готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной
работы;
· освобождается
время для творчества учителя;
· обеспечиваются
реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников
педагогического процесса;
· снимаются
организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков,
выполнение учебного плана и т. д.);
· обеспечивается
повышение качества образования.
Использование
технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный
процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются
эффективные методы работы с информацией;
· организуется
поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и
рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются
условия для применения знаний и умений в практической
· деятельности.
При
самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в
обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм
обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона
урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма
записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать
его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной
деятельности на каждом этапе урока.
Следующий
шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности
применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С
помощью технологической карты можно провести не только системный, но и
аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение
2)