
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные
технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные
технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» , то логичным окажется
ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса
– учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики
– воспроизводимость, устойчивость, результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый
учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не
навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь
на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей
образовательной среды надо рассматривать в качестве важнейшего элемента работы по
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Термин «здоровьесберегающие
образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную
характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для
здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы,
которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения.
Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической
работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит
вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского
риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников,
профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных
технологий.
Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия
педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Так, в примере с реализацией медицинских мероприятий по вакцинации, педагогический
коллектив школы может обеспечить психолого-педагогическое сопровождение этих, не
самых любимых детьми процедур. Известно, что эффект для здоровья любой медицинской
манипуляции в немалой степени определяется отношением к ней пациента, его ожиданиями.
Исследования показывают, что количество осложнений, гиперреакций на введение вакцины
можно значительно сократить, если предварительно сформировать у детей необходимую
установку, что достигается психолого-педагогическими методами.
Состояние здоровья школьников вызывает серьезную
тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что
здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее
значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая
адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к.
с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование
здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным
факторам окружающей среды.
Школьная образовательная среда порождает факторы
риска нарушений здоровья, с действием которых
связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Исследования позволяют выделить факторы
риска , влияющие на здоровье учащихся:
1.
Стрессовая педагогическая тактика;
2.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников;
3.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации
учебного процесса;
4.
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5.
Провалы в существующей системе физического воспитания;
6.
Интенсификация учебного процесса;
7.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8.
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9.
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного
процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят
к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет
здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает,
что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной
практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и
укреплении здоровья учащихся. .
Принципы здоровьесбережения.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали
особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую
активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в
их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало
активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья
школьников. ЗОТдолжны удовлетворять принципам
здоровьесбережения:
•«Не навреди!»
— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными,
проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•Приоритет заботы о
здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции
влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
1.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая
к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным
участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном
аспектах.
3.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
4.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов,
психологов и врачей.
5.
Успех порождает успех — акцент делается только
на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только
потом отмечают недостатки.
6.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает
риск переутомления.
7.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует
свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно
встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного
уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие
технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие
технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
-технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные
условия образовательного процесса;-
-технологии оптимальной организации учебного
процесса и физической активности школьников;
-разнообразные психолого-педагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного
процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать
преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние
здоровья учащихся и учителя.
2.Технологии оптимальной организации учебного
процесса и физической активности школьников
Нужно
выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих
технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых,
главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и
получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию
к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать
(сформулировать) вопрос
Правило 2. Использование каналов восприятия
(аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие)
Правило 3. Учет зоны работоспособности
учащихся
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния
человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях
физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует
рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция
организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных
возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно
возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
3. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
Создание благоприятного психологического климата
на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является
именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким
образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется
дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная
беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к
самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое
отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся
к раскрытию способностей каждого ребенка.
.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа
жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только
создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной
деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового
образа жизни.