
В соответствии с предметными результатами освоения предметной области «Технология», представленными в примерной основной образовательной программе основного общего образования, рекомендуется реализация учебного предмета «Технология» в течение 5 лет обучения с 5 по 8 класс. При проектировании рабочей программы по технологии следует ориентироваться на представленные по годам обучения планируемые результаты освоения предметной области «Технология»:
Первый год обучения:
-
сформированность
системы знаний: об основных терминах и понятиях: «техносфера», «производство», «технология»,
«техника», «машина», «механизм», «проект», «информация», «социальная технология»
и адекватном применении этих понятий в жизни; о материалах, свойствах и
областях применения древесины, металлов и тканей; о значении свойств материалов
для подготовки и осуществления разнообразных технологических процессов; о видах
простых механизмов и простейших технологических машинах, применяемых в
промышленности; о последовательной реализации этапов выполнения проекта; о
технологических операциях ручной обработки конструкционных (древесина, металл)
и текстильных материалов; о механической энергии и областях ее применения; о
современных и перспективных профессиях;
-
сформированность
умений: распознавать конструкционные материалы (древесину, металлы) и
текстильные материалы по внешнему виду; изготавливать материальный продукт
(несложные детали из древесины, проволоки, текстильных материалов) на основе
технологической документации с применением ручных инструментов и
приспособлений; организовывать рабочее место, размещать на нем инструменты и
материалы с соблюдением правил безопасной работы; характеризовать простые
механизмы, виды технических устройств (машины, аппараты, приборы и др.);
подготавливать универсальную швейную машину к работе с учетом безопасных правил
ее эксплуатации; выполнять простые машинные строчки;
-
разрабатывать
электронную презентацию проекта; пользоваться простыми ручными и
контрольно-измерительными инструментами, необходимыми для выполнения технологий
ручной обработки материалов и контроля точности и качества их изготовления;
вычерчивать эскизы и технические рисунки деталей, используя необходимые для
выполнения графических изображений чертежные инструменты; осуществлять
самостоятельную практическую преобразовательную деятельность по изготовлению
личностно значимого продукта труда с учетом освоенных технологических операций.
Второй год
обучения:
-
сформированность
системы знаний: об основных терминах и понятиях: «культура труда», «техническая
система», «потребность», «техническая документация», «технологический процесс»
и адекватном применении этих понятий в жизни; об особенностях сборки и отделки
изделий из конструкционных (древесина, металл) и текстильных материалов; о
технологиях ручной и механической обработки древесины, металлов и искусственных
материалов, современных способах их обработки; о технологиях обработки
древесины, видах столярных соединений, используемых в быту; об основных частях
рабочих машин, механизмах преобразования движения, условных обозначениях
элементов и типовых деталей машин; о возможностях образовательного конструктора
для обучения школьников начальному конструированию и техническому
моделированию; об устройстве и принципе работы передаточных механизмов швейной
машины; о получении, преобразовании и использовании тепловой энергии; о
знаково-символических формах представления информации; о видах социальных
технологий и коммуникации; о современных и перспективных профессиях;
-
сформированность
умений: разрабатывать простую технологическую документацию; читать элементарные
чертежи и выполнять простые эскизы механизмов технологических машин;
изготавливать материальный продукт (из древесины, металла, ткани, пластмассы)
на основе технологической документации с применением ручных операций;
организовывать рабочее место, размещать на нём инструменты и материалы для
выполнения работы с соблюдением правил безопасной работы в мастерских;
конструировать модели передаточных механизмов технических устройств из
образовательного конструктора; осуществлять самостоятельную практическую
преобразовательную деятельность по изготовлению личностно значимого продукта
труда; выбирать идею творческого проекта на основе анализа прототипов и работы
с информационными источниками различных видов.
Третий год
обучения:
-
сформированность
системы знаний: об основных терминах и понятиях: «технологическая культура», «культура
производства», «конструкторская документация», «производственная линия» и
адекватном применении этих понятий в жизни; о видах инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах на производстве; о
технологических машинах и видах двигателей; о технологиях производства и
обработки различных материалов (производство металлов, древесных, искусственных
синтетических материалов и пластмасс); о технологии обработки металлов и
искусственных материалов, выполняемых на токарном и сверлильном станках; о
получении и использовании электрической энергии; о сущности социальных
исследований; о современных и перспективных профессиях;
-
сформированность
умений: называть и характеризовать современные и перспективные технологии
производства и обработки материалов; классифицировать виды и назначение методов
получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов, энергии и
информации; выполнять чертежи и эскизы деталей, сборочных единиц, составлять
технологическую карту на изготовление материальных изделий; изготавливать
изделия с использованием сверлильного и токарного станка для обработки
древесины; изготавливать изделия с использованием швейной машины; соблюдать
правила безопасной работы в мастерских; планировать и проводить опыты и
эксперименты для сбора необходимой информации; готовить материалы для
осуществления различных вариантов социологических исследований; осуществлять
самостоятельную практическую преобразовательную деятельность по изготовлению
личностно значимого продукта труда.
Четвертый год
обучения:
-
сформированность
системы знаний: об основных терминах и понятиях: «продукт труда», «робот», «биотехнологии»,
«потребность», «спрос», «товар» и адекватном применении этих понятий в жизни; о
современных и перспективных информационных технологиях, технологиях
промышленного и сельскохозяйственного производства; о современных и
перспективных технологиях получения и обработки металлов (лазерная сварка
и др.); об управлении технологическими машинами, автоматическом управлении
устройствами и автоматизации производства; о способах
получения, преобразования и использования химической энергии; о технологиях
записи, обработки и хранения информации; об основных материальных носителях
информации; о современных социальных технологиях: маркетинге, рынке и методах
его исследования; о современных и перспективных профессиях;
-
сформированность
умений: называть и характеризовать перспективные информационные технологии,
технологии промышленного и сельскохозяйственного производства; использовать
приемы современных и прогрессивных технологий обработки металлов (сварка, закалка и др.);
-
характеризовать
продукты труда; проводить измерения различных параметров производства и
продуктов труда; пользоваться современными цифровыми устройствами при
проведении экспериментов и исследований в процессе познавательной и творческой
проектной деятельности; выполнять отдельные виды записи информации с помощью
современных технических средств; конструировать и собирать
автоматические/роботизированные устройства из набора деталей образовательного
конструктора; разрабатывать опросные листы / анкеты для исследования спроса и
предложения на рынке товаров и услуг; проводить мониторинг развития технологий
произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками
различных видов; решать несложные изобретательские, конструкторские и
технологические задачи в процессе изготовления проектных изделий из различных
материалов; применять методы разработки новых идей при проектировании объектов
на основе дизайна; использовать компьютерные программы для оформления и
презентации творческих работ, проектов и т. д.; осуществлять самостоятельную
практическую преобразовательную деятельность по изготовлению личностно и
общественно значимого продукта труда; представлять результаты этой
деятельности.
Пятый год обучения (за счет часов из части Плана, формируемого участниками образовательных отношений):
-
сформированность
системы знаний: об основных терминах и понятиях: «нанотехнология», «генная
инженерия», «синтез», «себестоимость», «рентабельность», «полимер», «менеджмент»,
«трудовой договор» и адекватном применении этих понятий в жизни; о современных
и перспективных технологиях производства и применении синтетических текстильных
материалов, искусственной кожи, конструкционных материалов; технологиях
3D-печати; о целесообразности реализации проекта, бизнес-планировании и
предпринимательской деятельности; о видах транспортных средств, применяемых в
производстве; о технологиях получения, преобразования и использования ядерной и
термоядерной энергии; о сущности коммуникации, ее структуре; каналах связи при
коммуникации; о сущности менеджмента и методах управления коллективом; о
распространенных современных профессиях: программист, кибернетик, робототехник
и др.;
-
сформированность
умений: обосновывать рациональность применения выбранной технологии с учетом
имеющихся материально-технических и экономических условий; осуществлять
экономический расчет реализации проекта, бизнес-планирование; классифицировать
различные транспортные средства и автоматизированные роботизированные
устройства; использовать дозиметрические приборы для измерения мощности
излучения; разрабатывать электронную презентацию проекта; осуществлять
самостоятельную практическую деятельность по разработке общественно значимого продукта
труда, включая экономическое обоснование проекта.
Требования к предметным результатам на уровне основного
общего образования реализуются в процессе изучения следующих основных
содержательных линий:
-
Методы и средства творческой
и проектной деятельности.
-
Основы производства.
-
Современные и
перспективные технологии.
-
Элементы техники и
машин.
-
Технологии получения,
обработки, преобразования и использования материалов.
-
Технологии получения,
преобразования и использования энергии.
-
Технологии получения,
обработки и использования информации.
-
Социальные технологии.
Вариативные содержательные линии:
-
Технологии обработки
пищевых продуктов.
-
Технологии
растениеводства.
-
Технологии
животноводства.
-
Основы робототехники.