МЕТОД ПРОЕКТОВ 
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  В последние годы в центре внимания находится изучение особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала, создание полноценного обучающей и развивающей среды. Именно на это направлена предметная область «Технология». Она помогает сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний, умений, привлекать их к различным видам практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской деятельности, социального опыта, а также призвана сформировать у школьников опыт самостоятельной практической деятельности.

Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем использования в обучении современных педагогических и технологических систем, базирующихся на принципах проектно-технологической деятельности, обеспечивающей одновременное развитие, обучение и воспитание учеников, путем вовлечения их в активную творческую деятельность.
Проект является составной проектирования, рассматривается как создание проекта (прототипа, прообраза) или возможного объекта, состояния. Проектирование - это вид деятельности, который синтезирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориенованной, преобразующей, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проектирование в качестве творческой, инновационной деятельности всегда нацелено на создание изделий и услуг, общественную значимость. В общих чертах проектирование заключается в анализе проектной ситуации (сборе и уточнении информации), синтезе (поиске) и оценке решений.
Проектирование в качестве творческой, инновационной деятельности всегда нацелено на создание объективно и субъективно нового продукта. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на развитие мышления, в основе которого лежит личный опыт. Изготавливая изделие, ученики закрепляют знания по математике, физике, черчению, основам предпринимательской деятельности и другим предметам, усваивают принципы выполнения технологических, экономических, мини маркетинговых и других операций.
У учеников должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценки идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее удачный технологический, экономический способ изготовления объекта проектной деятельности, который отвечает требованиям дизайна. Во время выполнения различных изделий, то есть проектов максимально увязанных с жизненной ситуацией, есть лучший способ приучения к самостоятельному труду. Стимулируется познавательный, эмоциональный и моторное развитие, учитываются потребности детей в зависимости индивидуальных и возрастных особенностей, интерес, способности учеников, позволяет индивидуализации и дифференциации обучения, развивает творческое мышление, укрепляет у учащихся познавательную мотивацию, интегрирует школьные и внешкольные знания.
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что ученые в большинстве своем рассматривают процесс, во время которого создается и производится изделие (услуга) как проектирование. Итак, под проектированием в общем смысле следует понимать как научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния или процесса в единстве с путями его достижения.
Проектирование в целом как социальная категория, хотя и стоит в одном ряду с такими понятиями, как прогнозирование, планирование, конструирование, создание программ (программирование), моделирование имеет свои существенные отличия, является наиболее общим, комплексным, интегрированным феноменом.
Для достижения цели проектирования необходимо комплексное обеспечение условий для осуществления таких взаимосвязанных целей проектирования:
• социально-экономическая эффективность;
• социальная интегрированность;
• социально-организационная управляемость;
• общественная активность.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому создать осознать себя творцом при работе с «непослушными инструментами», «умными конструкциями», «технологическими системами» и прочее ... У учеников должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений, выбирать наиболее технологичный, экономичный способ изготовления объекта проектной деятельности, который бы требованиям дизайна.
Выполняя творческие проекты от идеи до ее воплощения, ученики учатся самостоятельно определять свои проблемы в знаниях и находить исправления такого положения. В процессе проектно-технологической деятельности у школьников развиваются общие и специальные способности, формируется проектно-технологическая культура
Метод творческих проектов, в отличие от объектов производительного труда, позволяет каждому школьнику выбирать проекты в соответствии со своими психофизиологическими и умственными способностями. Поэтому, под проектно-технологической деятельностью надо понимать обоснованную
В качестве мотивов проектно-технологической деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях. Различают следующие мотивы проектно-технологической деятельности: 
  • познавательные (удовлетворение потребностей в знаниях, умениях, навыках), 
  • материальные (удовлетворение потребностей в продуктах питания, одежды, предметах быта и т.п.), 
  • социально-профессиональные (удовлетворение потребностей в социально-профессиональном самоопределении), 
  • художественно-эстетические (удовлетворение потребности в красоте), 
  • духовные (удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании).

Проектно-технологическая деятельность выполняет творческую, преобразующую, исследовательскую, экономическую, техническую функции.
Содержание проектно-технологической деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, конструирования будущего изделия, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Современная педагогика различает следующие типы проектов:
  • Исследовательские, в основе которых находится исследования определенных социально-экономических явлений и процессов;
  • Творческие, их результатом является совместное создание художественных произведений, зрелищных мероприятий и т.д. ...;
  • Игровые, (имитационные), в которых участники проекта выполняют определенные роли;
  • Информационные, заключающиеся в сборе и анализе информации об определенном объекте;
  • Практические, ориентированные на непосредственное внедрение в практику.

Основные этапы проектно-технологической деятельности.
  Проектно-технологическая деятельность, как система, в общем состоит из следующих основных элементов (этапов), которые взаимосвязаны между собой и раскрывают последовательность разработки и реализации проекта: организационно-подготовительный, конструкторский, технологический и заключительный этапы.
На каждом этапе учениками осуществляется соответствующая система последовательных действий в выполнении проекта, а учитель при этом становится действительно организатором детской жизни. Его задача состоит в том, что он должен составить план работы, предложить такие объекты проектирования, которые являются интересными и посильными, поддержать, помочь каждому ученику в решении той или иной проблемы в целом, в частности, в выборе рациональной идеи, оптимального варианта и технологии изготовления данного объекта.
Организация в начале работы при проектно-технологической деятельности во многом зависит от учителя. Ведь роль учителя в нем меняется, он превращается из «преподавателя» в организатора детской жизни, их учебно-познавательной деятельности.
Функции учителя трудового обучения в процессе выполнения учениками творческих проектов бесспорно претерпевает большие изменения, при этом он должен осуществлять: консультирование, помощь в подборе проектов, наблюдение за ходом работы учеников, оказание помощи отдельным учащимся и стимулирования их учебно-трудовой деятельности; поддержку рабочей обстановки в классе; нормирования труда школьников; анализ и обобщение работы отдельных учащихся; оценку проектно-технологической деятельности на каждом этапе.


№ п/п
Стадия реализации проекта.
Содержание деятельности учителя и ученика.
Организационно - подготовительный этап
1
Поиск проблемы
Обучающиеся: внимательно слушают учителя и анализируют его предложенные проблемы.
Учитель: предлагает ученикам ряд проблем, ориентировочный перечень объектов проектирования, рассказывает им требования, предъявляемые к о проектов, всей необходимой технологии нужно им придерживаться при выполнении проектов и критерии их оценивания.
2
Осознание проблемной сферы
Обучающиеся: выбирают одну из предложенных учителем проблем, и, что им больше нравится и актуальна.
Учитель: консультирует, консультации, помогает ученику в осознай-мление проблемы.
3
Выработка идей и вариантов
Обучающиеся: опираясь на знания и потребность в соответствующих изделиях, формируют ряд идей, а затем и варианты конструкций проекта.
Учитель: наблюдает, предоставляет консультации, помогает более точно сформировать тему проекта, дает советы по вспомогательной литературы.
4
Формирование основных параметров и предельных требований
Обучающиеся: определяются с основными параметрами проекта (размер, функции и др.)
Учитель: осуществляет уточнения, дает советы и консультации.
5
Выбор оптимального варианта и обоснование проекта
Обучающиеся: из предложенных вариантов конструируют наиболее приемлемый вариант, выбирая из предложенных положительные стороны конструкции.
Учитель: осуществляет контроль, предоставляет консультации, уточняет, к-помогает.
6
Прогнозирование будущих результатов.
Обучающиеся: обобщают эскиз и оформление проекта (дизайн, затраты материала, определяются с тем, что требуется для изготовления изделия).
Учитель: слушает учеников, дает советы, консультации.
Конструкторский этап
7
Составление эскиза.
Обучающиеся: разрабатывают рабочий эскиз изделия с описанием.
Учитель: контролирует, уточняет, помогает советами.
8.
Отбор материалов.
Обучающиеся: определяют и записывают несколько наименований материалов и выбирают тот, который им больше подходит.
Учитель: консультирует.
9.
Выбор инструментов, оборудования.
Обучающиеся: определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель: консультирует.
10.
Выбор технологий обработки деталей изделия, их соединение, отделка.
Обучающиеся: выбирают, анализируют и определяют: как  будут обработаны детали изделия, какой вид соединения деталей будут использовать, как украсят готовое изделие.
Учитель: наблюдает, осуществляет контроль, дает советы и консультации.
11
Организация рабочего места.
Обучающиеся: подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, обращают внимание на освещенность, соблюдения норм и правил поведения.
Учитель: оказывает помощь.
12
Экономическое и экологическое обоснование.
Обучающиеся: рассчитывают себестоимость изделия, проводят экологическую экспертизу будущего изделия.
Учитель: оказывает помощь, контролирует.
13
Мини маркетинговые исследования.
Обучающиеся: определяют спрос и предложения на спроектирован изделие, осуществляющих возможность ее реализации.
Учитель: предоставляет советы и консультации.
Технологический этап.
14.
Выполнение технологических операций.
Обучающиеся: подбирают режим обработки заготовки, корректируют последовательность операций, режим обработки, последовательность сборки вы-робу.
Учитель: наблюдает, контролирует, оказывает помощь, консультации, следит за соблюдением правил безопасности во время выполнения технологических операций инструментами и оборудованием.
15
Самоконтроль своей деятельности.
Обучающиеся: осуществляют контроль качества обработки деталей конструкции, при изготовлении и сборки изделия.
Учитель: наблюдает, контролирует.
16.
Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.
Обучающиеся: следят и контролируют за соблюдением дисциплины во время урока, же воспитываются.
Учитель: наблюдает, и осуществляет контроль за поведением учеников.
17.
Оценка качества.
Обучающиеся: оценивают качество сконструированного изделия, сравнивают с известными и теоретического.
Учитель: наблюдает, проверяет, обсуждает.
Заключительный этап.
18
Корректировка изготовленного изделия.
Обучающиеся: сравнивают выполнен проект по запланированным, устраняют недостатки и неполадки.
Учитель: анализирует, помогает, дает советы.
19.
Испытания проекта.
Обучающиеся: осуществляют испытания готового изделия.
Учитель: наблюдает, предоставляет консультаций.
20.
Оформление.
Обучающиеся: оформляют проект с установленными требованиями, разрабатывают товарный знак, осуществляют поиск предложений и возможностей реализации изделия.
Учитель: оказывает помощь, консультации, советы.
21
Самооценка проекта.
Обучающиеся: осуществляют самоанализ стоимости, самооценку достигнутых результатов.
Учитель: наблюдает, предоставляет консультации
22
Анализ итогов.
Обучающиеся: осуществляют анализ проведенной работы, подводят итоги.
Учитель: наблюдает.
23
Защита проекта.
Обучающиеся: перед сверстниками и группой экспертов выполняют демонстрации, отвечают на вопросы.
Учитель: осуществляет контроль, слушает, участвует в оценке проекта.

Педагогической задачей в процессе проектно-технологической деятельности на всех этапах этой деятельности является не репродуктивное - строго последовательное соблюдение стадий и элементов этапов вообще, а вооружение учащихся организации, формирование у них элементов технологической культуры, развитие способности к генерализации идеи, их анализа, самостоятельном принятию решения, формированию своего мнения, позиции. Взаимодействия и диалога в процессе решения общих задач.

Критерии оценивания учебных достижений учеников.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является построение такой системы диагностирования знаний учащихся, которая обеспечивает систематическое получение объективной информации об их учебно-трудовую деятельность на уроках трудового обучения.
Главная цель контроля, как дидактического средства управления учебно-воспитательным процессом является обеспечение его эффективности путем приведения к системе знаний, умений, навыков учащихся, самостоятельного применения полученных знаний на практике стимулирования проектно-технологической деятельности учащихся. формирования у них стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
С помощью контроля в процессе трудового обучения: оказывается готовность ученика к восприятию, осознание и усвоение новых знаний; получается информация о характере самостоятельной работы в процессе учебно-трудовой деятельности; выявляется степень правильности, объема и глубины усвоения учащимися знаний, умений и навыков в процессе проектно-технологической деятельности. Это определяет содержание контроля, меняется с изменением дидактических задач. С изменением дидактических задач и изменяется и содержание контроля. Вместе с этим содержание контроля должен включать информацию, которая позволит выявить умение учащихся рассуждать, анализировать, синтезировать, понимать связи и зависимости между фактами и явлениями, последовательно и аргументировано излагать свои мысли.
В содержание контроля входит получение информации о внутренних процессах, о развитии мышления, речи, памяти, умения творчески использовать свои знания.
Содержание контроля определяется дидактическими задачами на разных этапах процесса трудового обучения, спецификой трудового обучения как школьного предмета, уровнем подготовки и развития учащихся. Очень важно, чтобы контроль не сводился вплоть до проверки знаний учащихся путем обычного воспроизведения полученной информации, которую получил ученик от учителя и другого источника. В процессе контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебно-трудовой деятельности учащихся, в том числе динамики его общего развития, формирования в-учебных и специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей и тому подобное.
Основными компонентами контроля являются:
  • Проверка знаний. Это процесс количественного и качественного анализа соотношения обнаруженного знания эталоном, определенными требованиями учебных программ. Знания оказываются с помощью разного плана вопросов, проверочных вопросов, тестов и т.д.;
  • Оценка, которая представляет собой объективное измерение результатов деятельности учащихся. Для объективности оценивания должно быть критериальным, целенаправленным, системным;
  • Учет, то есть фиксация результатов измерения с помощью баллов, оценок, рейтингу. Баллы и оценки отражают уровень знаний учащихся, они дидактическим средством развития познавательных сил, в определенной степени характеризует его самого: способности, подготовленность, развитие, отношение к труду. В оценке - и мнение учителя об ученике, его успехи, и мнение ученика о самом себе.

Основой для оценки успеваемости учащихся результаты контроля. При этом учитываются как количественные так и качественные показатели работы ученика. Очень важно при этом понимать, что оценка это не число, которое получается в результате измерений и расчетов, а приписанное оценочному суждению значение. Функции оценивания:
а) контролирующая, что предполагает осуществление целенаправленного управления процессом обучения, обеспечение необходимого оперативной обратной связи.
б) учебная, что способствует более глубокому усвоению программного материала, систематизации и закреплению знаний, формированию умений, критически анализировать информацию;
в) диагностико-управляющая, что помогает выявить причины трудностей, возникающих у учащихся в обучении, пробелов в знаниях и умениях, и определить конкретные пути устранения недостатков;
г) стимулирующая-мотивационная - мотивация желаний учеников улучшить свои результаты, самореализоваться в обучении.
Следует остановиться на таких принципах диагностики учебных достижений проектно-технологической деятельности:
  • Плановость и системность по отношению к процессу проектирования на уроках трудового обучения, что является его составной частью и базируется на основных этапах системы исполнения творческих проектов.
  • Упрощенность и доступность, не требующий сложных средств, форм и методов диагностирования, а при использовании инновационных средств - доступным учителю и ученикам. Тот факт, что диагностика учебно-трудовой уровня образованности будет простым и доступным помогает учителю не терять лишнее время на объяснение методики диагностирования и сохранить время учащихся практического ознакомления с нюансами методики в процессе диагностирования;
  • Экономичность и рациональность, не тратя много времени на процесс диагностирования учитель увеличивает учебное время учеников, положительно влияет на развитие их творческих способностей и проблемы таких качеств как аккуратность, точность, пунктуальность и т.д.;
  • Гласность и объективность заключается в том, что результаты диагностирования каждого ученика должны быть объявлены перед классом после каждого этапа процесса проектирования, а особенно после защиты творческого проекта, поможет учителю на практике закрепить в сознании учащихся критерии оценки всего поэтапного процесса проектирования. Объективность контроля -это его соответствие фактическим знаниям учащихся. Объективность - это не только требование строго соблюдать установленные нормы и критериев оценки, но и характерная черта деятельности учителя. Быть объективным - это значит одинаково доброжелательно относиться ко всем ученикам, перед представлять к ним единые требования, быть справедливым к каждому из них;
  • Справедливость и принципиальность, этот принцип заключается в собственных установок и настроений учителя; при диагностировании педагог должен руководствоваться не сами симпатиями или иным мотивам и стимулами, а устойчивыми внутренними убеждениями.
  • Индивидуальность и дифференцированность, основанный на индивидуальных особенностях каждого ученика, его собственных способностях и потребностях, специфики учебного материала и индивидуальных психологических качеств.
  • Тематичность и последовательность, базирующаяся на тематической направленности требований учителя по проверке знаний учащихся, разработки соответствующих оценочных заданий по определенному разделу, теме или этапа выполнения проекта и определения уровня знаний, умений и навыков, подвергаются оценке. Целесообразность последовательности контроля и проверки обусловлена психологическими закономерностями усвоенных знаний, и приобретенных умений и навыков.

Оценивание включает два компонента: оценка как процесс, происходящий на уроках труда на всех этапах обучения и балл, который фиксирует итоги проверки знаний, умений и навыков. Как процесс оценивания составляет специфическую сторону контроля, его неотъемлемую часть, как результат - завершает контроль знаний. Единые требования к знаниям, умениям и навыкам определяются как критерии и нормы оценки. Критерии - это точно определена мера качества выявленных знаний, умений и навыков учащихся, которая соответствует общим требованиям к контролю знаний, умений и навыков.
В соответствии с критериями определяют нормы оценивания, то есть конкретные количественные и качественные показатели успеваемости, согласно которым выставляются именно тот или иной балл.