На сегодняшний день существует множество
видов технологий. Совокупность следующих технологий на уроках трудового
обучения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся:
·
Проектные технологии
·
Технология компьютерного обучения
·
Проблемно-поисковая и развивающая технология
·
Технология критического мышления
·
Интеграция
В основе этих технологий лежит уважение к
личности ребенка. Они способствуют развитию творческого потенциала
ребенка, придают процессу деятельный характер. Следует отметить, что любой
выбранный учителем метод должен быть направлен на конечный результат – обучение
учащихся.
Проектные технологии
Проектные технологии,
или технология проектного задания - это система обучения, гибкая модель
организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию
развивающейся личности учащегося.
Под учебным творческим
проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное
изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и
консультированием учителя.
Включение метода
проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения
разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы
активизации творческого мышления учащихся.
В результате учащиеся
приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных
предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и
принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный
продукт (изделие).
Технология компьютерного обучения.
Сейчас компьютер прочно вошел в жизнь современного человека, особенно
молодого поколения. Этот метод дает доступ к большому объему информации, можно
показать огромное количество наглядностей. Этот метод помогает учащимся
адаптироваться в учебном материале, активно участвовать в поиске нужной
информации. При этом создается ситуация, в которой учитель не является
центральной фигурой. Главным действующим лицом становится ученик, активно взаимодействующим
с другими участниками этого процесса. Большую помощь в изучении наглядного
материала оказывает интерактивная доска. Использование мультимедийных средств и
электронных учебников помогает повышать качество умений и навыков учащихся.
Технология критического мышления.
В настоящее время идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебно-воспитательного процесса. Основные тенденции совершенствования
образовательных технологий характеризуются переходом от учения как функции
запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему
использовать усвоенное. Проект «Технология критического мышления » помогает
найти ответы на вопросы:
·
Как интересно провести урок?
·
Как увлечь детей учебной деятельностью?
·
Как помочь «познать» мир самому ученику?
·
Как сделать учение познавательным, увлекающим, полезным, развивающим?
Цель проекта состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых
не только в учебе, но и в дальнейшей жизни
·
Умение принимать взвешенные решения
·
Работать с информацией
·
Анализировать различные стороны явлений
Говоря иначе, данная технология
способствует реализации
компетентностного подхода в обучении и
воспитании школьников.
Большую помощь в подготовке к урокам
играет использование Интернета. Использование Интернета помогает найти новые
формы и методы работы с учащимися.
Применение инновационных технологий не
отрицает полезную традиционную методику обучения. Они дают возможность
совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых
новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое
главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе
знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе
неизвестное. Сила и оригинальность этого проекта состоит в том, что её
создатели выстроили новую систему методов и приемов обучения. Применение новых
методов обучения меняет учеников, учителя и всю атмосферу занятий. Между ними
устанавливаются отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Ученики
учатся работать в группах, помогают друг другу, внимательнее слушают себя и
других, делают свои первые творческие шаги. Стратегии критического мышления
позволяют превратить учение из рутинной работы в целенаправленную,
содержательную деятельность, в ходе которой проделывают реальную
интеллектуальную работу.
Особенностью данной педагогической
технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот
процесс, исходя из реальных и конкретных целей. Сам отслеживает направление
своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны,
использование данной стратегии ориентированно на развитие навыков вдумчивой
работы с информацией.
Эта технология создает атмосферу, в
которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, у него появляется желание
практически использовать свои знания и умения. Школьник учится работать на
уровне своих физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей.