Последние два десятилетия многое изменилось в
образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над
вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим
предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой
современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали
добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое
отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель
обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений,
навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта
образовательной деятельности. В основе современного образования лежит
активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели -
воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так
организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу,
не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке,
как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его
особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий
встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».
Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое»,
а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в
конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического
портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к
самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной
деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в
следующем:
·
соответствие
концепции гуманизации образования;
·
преодоление
формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
·
использование
личностно ориентированного обучения;
·
поиск условий для
раскрытия творческого потенциала ученика;
·
соответствие
социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой
деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
·
развитие
интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей
учащихся;
·
формирование
личностных качеств учащихся;
·
выработка умений, влияющих
на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного
творчества;
·
развитие различных
типов мышления;
·
формирование
качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного
обучения:
·
оптимизация
учебно-воспитательного процесса;
·
создание обстановки
сотрудничества ученика и учителя;
·
выработка
долговременной положительной мотивации к обучению;
·
включение учащихся в
креативную деятельность;
·
тщательный отбор
материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие
технологии:
·
развивающее обучение;
·
проблемное обучение;
·
развитее критического
мышления;
·
дифференцированный
подход к обучению;
·
создание ситуации
успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
·
креативность
(ориентация на творчество);
·
усвоение знаний в
системе;
·
нетрадиционные формы
уроков;
·
использование
наглядности.
Урок трудового обучения, технологий во многом
отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам. В методике
трудового обучения различают четыре группы методов:
1.
Словесные методы:
рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2.
Наглядные методы:
демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем,
кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его
компонентов.
3.
Методы
самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы,
наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой,
конструирование и моделирование на компьютере и др.
4.
Методы проверки
знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических
заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных
классах).
Знание многообразия методов и приемов помогают учителю
трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом
конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей
школьников.