пятница, 13 сентября 2019 г.

ИННОВАЦИИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ


Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
·         соответствие концепции гуманизации образования;
·         преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
·         использование личностно ориентированного обучения;
·         поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
·         соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:
·         развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
·         формирование личностных качеств учащихся;
·         выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
·         развитие различных типов мышления;
·         формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
·         оптимизация учебно-воспитательного процесса;
·         создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
·         выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
·         включение учащихся в креативную деятельность;
·         тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
·         развивающее обучение;
·         проблемное обучение;
·         развитее критического мышления;
·         дифференцированный подход к обучению;
·         создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
·         креативность (ориентация на творчество);
·         усвоение знаний в системе;
·         нетрадиционные формы уроков;
·         использование наглядности.
Урок трудового обучения, технологий во многом отличается от уроков по другим, особенно гуманитарным предметам. В методике трудового обучения различают четыре группы методов:
1.      Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.
2.      Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.
3.      Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.
4.      Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ (в профильных и профессиональных классах).
Знание многообразия методов и приемов помогают учителю трудового обучения применять их в правильном взаимосочетании, с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.